Ярким примером того, как древнерусские зодчие адаптировали византийские традиции церковного строительства на своей земле, можно оценить по внешнему облику смоленского храма Петра и Павла. Эта святыня в старинном городе над Днепром появилась в первой половине XII столетия. Изначально церковь считалась княжеской, поскольку примыкала к терему Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха, но молились в ней и княжеские воины, и прислуга, живущие в отдельной слободке при княжеском дворе. Вход в храм разрешали и иностранным купцам, проплывающим по Днепру и посетившим Смоленск.
С 1168 года церковь стала приходской и исправно служила смолянам до той поры, пока город не завоевали поляки. Обосновавшись в Смоленске в 1611 году, захватчики преобразовали православную церковь в католический костел. Вскоре ее внутреннее убранство пополнили иконы авторства Тинторетто, Рубенса, Гвидо Рени. После освобождения Смоленска от чужеземной власти в 1654 году церковь вернула себе статус православной святыни.
Отечественная война 1812 года привела к тому, что французские завоеватели разорили храм Петра и Павла, но уже через год святыню восстановили за счет государственных средств.
После прихода советской власти богослужения в церкви продолжались до 1935 года, но храм все же не миновал закрытия. В годы войны здание подверглось сильному разрушению и его первозданный облик удалось восстановить только к 60-м годам прошлого века благодаря архитектору Барановскому. Но даже после реконструкции храм не стали использовать по его истинному предназначению.
Богослужения в церкви Петра и Павла возобновились лишь в 1991 году, когда храм вернули под юрисдикцию Русской Православной Церкви.