В историческом центре Флоренции внимание туристов привлекает мраморное здание величественного храма с огромных размеров куполом терракотового цвета. Так выглядит собор Санта-Мария-дель-Фиоре, который своими размерами в Италии уступает только римскому собору Святого Петра.
В XIII столетии флорентийские банкиры и торговцы шерстью настолько разбогатели, что решили построить для города новый собор, который своим величием и роскошью смог бы отразить статус главного центра Тосканы. Собравшись вместе, банкиры и купцы составили строительную смету, а проект храма заказали у зодчего Арнольфо ди Камбио. В 1296 году архитектор предоставил заказчикам макет здания, отображающий в своем внешнем виде элементы норманнской и готической архитектуры.
Влиятельные флорентийцы проект согласовали, и ди Камбио приступил к воплощению своего проекта. Однако уже в 1310 году строительные работы приостановились, поскольку архитектор умер. Возведение храма возобновилось в 1330 году под руководством зодчего Джотто, однако и этот архитектор скончался через семь лет, так и не завершив строительство собора и спроектированной им же колокольни.
Основные стены собора, неф и алтарную часть завершили строить в 1420 году, но неразрешенной оставалась проблема купола – власти наотрез отказывались финансировать возведение высоких лесов, при помощи которых у собора могло бы появиться перекрытие. Соорудить купол без использования подмостков согласился мастер Филиппо Брунеллески, который сконструировал перекрытие диаметром в 43 метра.
Собор был почти готов, но в XVI столетии обрушилась часть фасада, возведенного по проекту Арнольфо ди Камбио. С этого момента окончание строительства затянулось еще почти на 300 лет. Менялись представители власти и зодчие, которые так и не могли прийти к согласию, как же завершить строительство. Только в 1871 году все стороны удовлетворил проект архитектора Эмилио де Фабриса, завершившего строительство храма Санта-Мария-дель-Фиоре в 1887 году.
Помимо величественного внешнего вида, храм поражает и своим внутренним убранством. Его интерьер выполнен в соответствии с канонами итальянской готики. Над внутренним оформлением трудились такие известные мастера, как Баччио Бандинелли, Франческо да Сангалло, Джулиано Джулиано д'Аньоло, Николло да Толентино, Джованни Акуто, Паоло Уччело.