Гостям Флоренции, прибывшим в столицу Тосканы поездом, первым делом в глаза бросается базилика Санта-Мария-Новелла, расположенная неподалеку от вокзала. Правда, со стороны остановки железнодорожных составов здание выглядит не слишком привлекательно, но все меняется, если взглянуть на храм с другой стороны. Своим парадным фасадом базилика во многом похожа на знаменитую Санта-Кроче, однако есть у нее и свои особенности.
Историки и археологи до сих пор не могут определиться, когда в фундамент будущей базилики заложили первый камень. В одних исторических документах это событие датировано 1049 годом, в других – 1094. История умалчивает и имя архитектора, придумавшего план сооружения. Доподлинно известно лишь то, что все строительные работы были завершены к 1279 году. А вот отделка храма из-за недостатка финансирования затянулась еще на столетие.
В 1565 году базилику Санта-Мария-Новелла решили перестроить. Работы проводились под руководством известного итальянского зодчего, художника и писателя Джорджо Вазари. Мастер сузил огромные окна здания и пристроил боковые алтари. В своем новом облике церковь открылась в 1571 году. Спустя шесть лет к ней пристроили Капеллу Гадди, которую спроектировал Джованни Дозьо.
Внутреннее убранство святыни до наших дней сохранилось в том виде, в котором его создали гениальные итальянские мастера (над отделкой базилики трудился даже Микеланджело). Пространство базилики разделено на пять отдельных капелл, каждая из которых украшена фресками, витражами и скульптурами.
Наиболее ценными украшениями собора являются фрески на библейскую тематику, созданные Микеланджело; скульптура «Распятие» авторства Брунеллески; панно «Коронование Богоматери», сделанное настолько искусно, что кажется, будто перед тобой не просто витраж, а настоящая Дева Мария.